Янтарная комната: история создания, факты, тайны



Загадка янтарной комнаты не разгадана до сих пор, хотя уже появились ниточки, которые могли бы привести к этому чуду. Скептики настаивают на том, что оригинал утерян безвозвратно, так как комнаты из янтаря уже давно просто не существует. Они аргументируют это тем, что ее давно должны были найти. Однако все имеющиеся данные слишком противоречивы, чтобы можно было считать их правдой. Истины мы до сих пор не знаем, а все сведения являются лишь домыслами и уже стали легендой, постоянно обрастая самыми невероятными подробностями.

Автором первоначально проекта этого чуда света считается архитектор приусскрнр королевского двора Андреас Шлютер. Перестраивая Большой королевский дворец в Берлине он решил использовать для отделки одной комнаты янтарь и использовал королевскую коллекцию этого камня. Работы небыли закончены, так как Шлютера отстранили от дел.

Позже Фридрих Вильгельм решил создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, который также не был достроен по причине кончины короля. Его преемник приказал за ненадобностью разобрать диковинную янтарную комнату и свезти в берлинский цейхгауз. До исторической ценности не было никому дела, пока о янтарном творении не дошел слух до Петра I, который решил во что бы то ни стало заполучить его для Кунсткамеры.<

В 1716 году Фридрих Вильгельм I преподнес русскому царю-реформатору янтарный кабинет и яхту «Либурника», на что в ответ получил презент в виде 55 русских гренадеров и кубка царской работы. Везли бесценный груз в Петербург на 18 телегах. По прибытию оказалось, что многие детали в ящиках отсутсвуют и янтарные панно забросили в покоях Летного дворца Петра.

Вспомнила о янтарных полатях его дочь Елизавета и решила использовать для обустройства своей официальной резиденции – одного из покоев Зимнего дворца. Нехватку деталей заменили росписями панно «под янтарь» и зеркальными пилястрами, разместив Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села. Она занимала площадь 100 кв.м., среди зеркал размещалось 40 кв.м. янтаря. Украшением интерьера служила мраморная флорентийская мозаика.

В 1745 году нашлась часть недостающих элементов декора и прусский король презентовал царице четвертую раму кабинета. Через 10 лет Елизавета Петровна приказала переместить комнату в Большой дворец Царского дворца. Что и было незамедлительно исполнено. В 1770 году в отделку внесли некоторые изменения, позже кабинет еще 5 раз реставрировался по царскому указу. Ввиду хрупкости деталей Янтарную комнату не стали эвакуировать в годы Великой отечественной войны. Ее законсервировали, оклеив ватой и бумагой. Немцы вывезли бесценное сокровище в Кеннинсберг и смонтировали в Королевском замке. В августе 44 года здесь случился пожар, однако очевидцы утверждают, что янтарное сокровище не пострадало. Отступавшие оккупанты демонтировали ее в 1945 и до 6 апреля, более точная дата неизвестна, вывезли в неизвестном направлении.

С ее исчезновением связано множество легенд. По одной из них в 1939 году по приказу Сталина была изготовлена точная копия Янтарной комнаты, чтобы подарить ее Германии для укрепления дружбы под видом оригинала. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Ее сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. Макет установили в зале, где Янтарная комната стояла два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна.

В конце 1970-х советское правительство приняло решение по сохранившимся рисункам и чертежам восстановить Янтарную комнату. Работы начались в 1983 и к ноябрю 1996 года 40% бесценного сокровища было воспроизведено. На это ушло порядка 7 млн.долларов. В сентябре 1999 года министерство культуры России подписало договор с германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн.долларов на восстановление Янтарного кабинета. В 2000 году правительство ФРГ вернуло Путино два подлинных фрагмента комнаты — флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание» и янтарный комод. Эти вещи конфисковали в 1977 году у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в годы войны в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. При сравнении подлинного и оригинального панно оказалось, что расхождения совсем незначительны. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской практически точно воссоздали школу искусных флорентийских мозаичников XVIII века.

31 мая 2003 года в Екатерининском дворце янтарную комнату открыли для всех желающих. Высота Янтарной комнаты 7, 8 метра, площадь пола 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем 86 кв. метров. Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;
6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%.

Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря. Самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Leave a reply


Быстрый поиск

Фотогалерея