Планируете выйти в море? Обратите внимание на вопросы пересечения водных границ. Соблюдение пограничных формальностей избавит от проблем с властями и обеспечит спокойный отдых.
Подготовка необходимых документов варьируется в зависимости от правил отдельных стран и маршрута. Иногда понадобится виза, иногда она не обязательна, но для получения разрешения на вход в страну потребуется специальная заявка.
Заранее изучите порядки конкретных государств и заранее получите нужные справки и разрешения. Это могут быть документы на судно, свидетельства об оплате портовых сборов, разрешения на любительское судоходство и.т.д.
При пересечении границ действуйте по установленным правилам: заходите и выходите через специальные водные посты, имеются исключения, предоставляйте пограничникам и таможенникам документы на судно и регистрируйте экипаж.
Помните о зонах свободной торговли внутри отдельных стран. В этом случае необходимо прибыть в специальный порт и там оформить все необходимые документы.
Границы на яхте
При пересечении водных рубежей любой страны моряки сталкиваются с необходимостью соблюдения определенных правил. Эти правила различаются в разных государствах и могут варьироваться в зависимости от того, заходишь ли ты в страну или выходишь из нее транзитом.
1. Первым делом
Необходимо ознакомиться с правилами входа и выхода в территориальные воды государства, в котором вы планируете плавание. Заранее уточните, требуется ли виза и какие документы необходимо подавать для ее получения.
2. Порядок пересечения границы
Порядок пересечения границы может отличаться в разных странах. Как правило, требуется зайти в ближайший порт и явиться в пограничную или таможенную полицию для регистрации экипажа и судна. После прохождения всех формальностей власти предоставят вам разрешение на вход в страну.
3. Пример из практики
Например, при входе в территориальные воды РФ пограничники могут потребовать предоставить список экипажа, документы на судно, а также пройти таможенный досмотр. В случае транзитного прохода через внутренние водные пути России яхте придется заходить в каждый промежуточный порт, а затем следовать по предоставленному властями маршруту.
4. Зоны свободной навигации
Во многих странах существуют зоны свободной навигации, в которых яхтсменам разрешено свободно плавать без захода в порты и оформления каких-либо документов. Обычно такие зоны расположены вдоль побережья и имеют ограниченную протяженность.
Полезное видео по теме:
Вход в страну и визовый режим
Войдя в иностранные воды, следует зайти в порт или на рейд, соблюдая правила входа в порты и якорные стоянки. Порядок входа, как правило, вывешивается в портах и публикуется в “Извещениях мореплавателям”. При входе в порт необходимо следовать указаниям лоцмана или портовых властей, а на рейде – пропустить вперед суда, имеющие преимущество в движении. При необходимости ошвартовки в порту экипаж обязан запрашивать разрешение на заход в порт.
После захода на рейд или в порт капитан, согласно правилам порта, должен:
- Поднять флаг страны, в которую зашел;
- Сообщить местной полиции о прибытии;
- Заполнить декларацию судна;
- Подать декларацию экипажа.
В портах стран Евросоюза, а также в Великобритании, США и на Крыме применяется правило “свободной практики“, согласно которому судам разрешается выход сразу после оформления въездных документов.
В портах многих других стран, например, в Китае, Таиланде, Индонезии и некоторых странах Южной Америки, применяется правило “ограниченной практики“. Согласно этому правилу, судам запрещено передвигаться внутри портов до оформления въездных документов и разрешения местных властей.
В отдельных портах для оформления документов может потребоваться явиться лично в иммиграционную службу. Вопрос оформления виз, если это необходимо, решается в каждом конкретном случае. В заграничных портах оформление виз осуществляется консульством страны, в порт которой зашел судно.
При плавании во внутренних водных путях приграничных зон следует строго соблюдать правила плавания на этих путях. Судну разрешено двигаться только в водах, обозначенных на картах в качестве судоходных путей. В местах пересечения государственных границ установлены контрольно-пропускные пункты, в которых проводится проверка документов, досмотр и другие процедуры пограничного контроля. В таких случаях капитану необходимо явиться в пункт пограничного контроля, предоставить судовые документы, документы экипажа и разрешение на проход границы. Полезное видео о правилах пересечения границ на яхте можно найти на YouTube.
Прохождение транзитом через территорию страны
В случае, если во время плавания вы планируете зайти в порт другой страны и провести там несколько дней, то в большинстве случаев придется оформлять визу. Однако во многих странах действует режим свободного прохода. Это означает, что вы можете зайти в порт, провести там некоторое время и выйти, не оформляя визу.
В каждой стране есть свои правила, поэтому перед планированием путешествия следует заранее узнать порядок прохождения таможенных и пограничных формальностей.
1. В порту входа вам придется явиться в пограничную полицию. Они проверят ваши документы, нанесут печать в паспорт и выдадут разрешение на временное пребывание в стране. После этого вы сможете свободно перемещаться внутри территории страны в пределах приграничных зон.
2. В случае, если вы хотите зайти в порт страны, не имеющей режима свободного плавания, то вам придется подать заявку на вход в территориальные воды страны. Заявка должна быть подана заранее, в соответствии с требованиями страны.
3. Порядок прохождения таможенных и пограничных формальностей регулируется законодательством каждой страны.
Например, в РФ порядок прохождения таможенных и пограничных формальностей урегулирован Федеральным законом от 03.02.2023 № 22-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“.
4. Перед планированием путешествия рекомендуется ознакомиться с требованиями стран, через территорию которых вам придется проходить транзитом. Во избежание проблем следует заблаговременно подать необходимые документы и оплатить соответствующие сборы.
Нахождение в стране с предоставленной свободной практикой
После прибытия в страну, власти которой предоставили судну свободную практику, экипажу заходить в порта, выходить в открытое море и транзитом проходить по внутренним водным путям придется по установленным правилам. Ведь свобода не подразумевает анархию. В портах действуют правила плавания, прохода и стоянки судов на акватории: вход и выход, места стоянок, движение, снабжение и т. д. Обо всем этом следует справляться у портовой полиции.
1. При входе в порты и выходе из них судовладельцы, капитаны судов и другие члены экипажей обязаны:
– являться на пункт пропуска через государственную границу;
– предоставлять должностным лицам пограничной службы и иных государственных органов в установленном порядке документы и сведения, необходимые для осуществления пограничного контроля;
– выполнять требования пограничной охраны по обеспечению безопасных условий осуществления пограничного контроля;
– не покидать без разрешения должностного лица пограничной службы суда, прибывшие в порт и находящиеся на рейдах и во внутренних водах РФ.
2. При нахождении судна в порту и во внутренних водах РФ судовладельцы, капитаны судов и другие члены экипажей обязаны:
– соблюдать правила пребывания иностранных судов в РФ;
– соблюдать правила плавания, прохода и стоянки судов на акватории;
– не допускать без разрешения должностных лиц пограничной службы сообщения судна с береговой чертой, другими судами или иными плавучими средствами;
– представлять должностным лицам пограничной службы и иных государственных органов в установленном порядке документы и сведения, необходимые для осуществления пограничного контроля;
– не спускать на берег и не принимать с берега без разрешения должностных лиц пограничной службы и иных государственных органов пассажиров и членов экипажей, а также грузы;
– обеспечивать соблюдение всеми находящимися на судне лицами правил нахождения в пограничной зоне;
– не совершать грузовые операции и не производить ремонт корпуса судна без разрешения должностных лиц пограничной службы и иных государственных органов;
– не производить подводные работы в пограничных зонах без разрешения должностных лиц пограничной службы;
– не совершать, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, операций по замене членов экипажей.
3. При нахождении судна на рейдах (на якорных стоянках) в зонах досмотра, при отсутствии в этих зонах пунктов пропуска через государственную границу:
– в случае непредвиденной задержки или аварии судовладелец (капитан судна) или его представитель обязан немедленно сообщить об этом пограничную полицию;
– на такие суда и с них без разрешения должностного лица пограничной службы не допускается сообщение с береговой чертой, другими судами или иными плавучими средствами.
4. В случае невыполнения указанных правил, уведомления пограничной службы об аварии или инциденте, неявки судна на пункт пропуска через государственную границу в установленное время, а также при выходе судна в море без разрешения должностного лица пограничной службы могут быть приняты меры принуждения: применена мера пресечения в виде задержания морского судна или плавучего средства или ограничено плавание вплоть до прекращения движения.
Полезное видео
Посмотрите наглядное видео о порядке прохождения пограничного контроля капитанами, судовладельцами и членами экипажей российских судов, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящимися на судне. В нем же рассказывается о запретных зонах, правилах плавания в водах Крыма, о том, в каких случаях необходимо проходить пограничный контроль.
Выход из страны
Планируя плавание на яхте из своей страны в другие, стоит заранее узнать правила пересечения границ. В некоторых случаях может потребоваться виза или другие разрешительные документы.
В большинстве стран для выхода из страны необходимо:
- Отправиться в порт выхода.
- Пройти досмотр судна таможенной и пограничной службами.
- Получить отметку о выходе в судовом журнале.
- Пройти пограничный и таможенный контроль.
В некоторых странах пограничные и таможенные службы могут находиться не в порту, а на границе морских или речных зон. В таком случае надо пройти досмотр судна в приграничной зоне, получить там необходимые отметки и следовать в порт выхода уже с ними.
Помимо таможни и пограничной службы, может потребоваться взаимодействие и с другими органами власти, такими как санитарная и рыбоохранная инспекции. В некоторых странах им тоже надо предъявлять судно и судовые документы. Пример тому – выход в море через Керченский пролив из акватории Крыма.
Если выход из страны предполагает транзитное прохождение через внутренние воды других стран, то по ходу следования придется подчиняться их правилам и порядку прохода по внутренним водным путям.
В ряде стран практикуется свободный выход судов из внутренних водных путей – без формальностей пограничного контроля. Как правило, так можно выйти из стран, входящих в Шенгенскую зону. Но при этом необходимо учитывать правила рыболовства и рыбоохраны в приграничных зонах.
Если пересечение границы осуществляется на яхте не по основным водным путям, а через малые реки, озера, каналы, то нужно заблаговременно уточнять порядок и правила пересечения границы с представителями местной пограничной и таможенной службы. Возможно, придется сперва зайти в ближайший порт на основной водной магистрали и пройти там пограничные формальности.
Полезное видео по теме: